Воскресенье, 24.03.2019, 18:53
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ "Сончинская ООШ"

Меню сайта
Форма входа

Инновационные приемы обучения

Богаченко Екатерина Александровна 

Инновационные приемы обучения 
и системы контроля и 
оценки знаний обучающихся 

МКОУ "Сончинская ООШ"
с.Сончино ул. Ленина д.28 
т.43-2-30

Важным требованием организации процесса обучения школьников является максимальная активизация их учебной деятельности, формирование их жизненной позиции, привита! самостоятельности, интереса к учебе, стремления к повышению качества знаний, умений и навыков. В настоящее время все большее значение приобретает принцип оптимизации процесса обучения, он выступает как необходимое условие выполнения требований усовершенствованной программы по предмету. 
Компонентами урока являются: ознакомление, тренировка, применение, контроль, самоконтроль, подведение итогов дея¬тельности в конце урока. Перед школой ставится задача - сфор¬мировать у учащихся основы практического владения материалом. Чтобы добиться этого, уделяется особое внимание организации урока, определению и применению наиболее эф¬фективных приемов обучения и форм контроля. Вот некоторые из них, которые помогают в решении поставленной задачи. 
Чтобы поддерживать интерес детей к предмету, нужны интересные, нестандартные приемы обучения и формы контроля. К таким урокам относятся урок-лекция, семинар, конференция, диспут, экскурсия, заочное путешествие, эстафета знаний, устный журнал, соревнование, театрализованное пред¬ставление, зачет, телемост. 
Указанные уроки включаются в общий цикл уроков, прово¬дятся на завершающем этапе работы над темой или параграфом. Их цель - совершенствование ранее приобретенных учащимися навыков и умений. 
Знакомая учителям ситуация: конец четверти. Нужно повто¬рить пройденный материал, а вниманием ребят овладеть нелег¬ко. На помощь приходят неординарные формы работы и кон¬троля на уроках. 
Такие уроки лучше проводить либо в конце четверти (обоб¬щающий урок), либо в начале четверти (как повторение изучен¬ного материала). Они неизменно вызывают интерес у учащихся, так как носят соревновательный характер. 
Практика показывает, что нетрадиционные способы контро¬ля вызывают большой интерес учеников, и в то же время помо¬гают осуществить контроль, к примеру, на уроке в форме игры-соревнования. Атмосфера соревнования активизирует память, внимание. Уроки-соревнования создают атмосферу увлеченно¬сти, снимают усталость у детей. 
Практика показала, что как и отработка любого материала, так и контроль знаний проходят с неослабевающим вниманием и интересом, если учащиеся вовлечены в игру-соревнование. 
При этом учитель выполняет роль как ведущего, так и рав¬ного партнера в игре. 
Для проведения игры учитель делит группу на две команды и объясняет правила игры: за каждый правильный ответ на дос¬ке записывается очко в пользу команды ответившего игрока. Если задание особо сложное, команде разрешается в течение 30-50 секунд посовещаться, прежде чем дать ответ. 
В условиях соревнования общение с партнерами по группе проходит легко и непринужденно. Подобная форма урока спо¬собствует созданию атмосферы взаимопомощи, создает опти¬мальные возможности для активизации возможностей учащихся. 
Во время соревнования оцениваются результаты не только: команды, но и каждого ученика. Интенсивности урока способ¬ствуют разнообразные задания. 
Урок-соревнование, КВН, конкурсы - одни из разновидно¬стей парной и групповой форм работы. 
Ученикам нравится принимать участие в небольших инсце¬нировках с использованием костюмов, декораций, театрализо¬ванных представлений. 
Ученики среднего звена любят игры по типу телевикторин: «Умники и умницы», «Слабое звено», «Счастливый случай»,, «Что? Где? Когда?». 
Берем волчок со стрелкой, располагаем по кругу карточки с вопросами. Один из учащихся крутит волчок, зачитывает вопрос, а затем достает карточку с именем того учащегося, который будет отвечать. 
Такие викторины можно проводить на заключительных уроках. 
На уроках-зачетах, уроках обобщения и повторения изучен¬ного материала используются средства наглядности и различно¬го рода карточки-задания. 
При составлении карточек очень важно помнить и учитывать степень подготовленности. Слабым учащимся можно дать карточки с индивидуальным за¬данием, более сильным учащимся - другое задание. 
Использовать на уроках карточки разного цвета: 
- красный цвет- задания для сильных учащихся; 
- синий - для средних учащихся; 
- зеленый - для слабых учащихся. 
Цвет карточки учащиеся выбирают сами. Нужно поощрять ребят, которые выбирают задание повышенной сложности для себя. 
Практикуются на уроках карточки необычной формы: «сол¬нышко», «дубовый лист», «сова» и т. д., на обратной стороне которых записаны задания. 
Так при проведении заключительных уроков применяется форма устного журнала. Странички устного журнала могут подготовить сами ребята, разделившись на группы по 2-3 чело¬века в каждой. Учитель проводит с детьми индивидуальные и групповые консультации при подготовке странички. 
Устный журнал включает в себя несколько страничек. Это довольно простая и удобная форма урока. Группе ребят дается задание подготовить одну из страничек. Во время урока задей¬ствованы все ребята группы. Здесь большая роль отводится са¬моподготовке. Такая форма урока побуждает учащихся к само¬контролю. 
Нестандартные формы урока поддерживают интерес к предмету. Остановимся на уроках-конференциях. Они могут бы; проблемными, тематическими. Конференции проводятся по заданным ситуациям в форме ролевой игры (действующими лицами выступают учащиеся). 
Конференции требуют длительной подготовки и активности участия в них всех учеников. 
Учитель выбирает несколько учеников с высоким уровнем обученности, которые помогают ему составлять план проведения конференции, определять вопросы для обсуждения. 
Ученики класса готовят наглядные пособия к уроку, выпускают стенгазету, организуют выставку книг по изученной теме. 
Учитель помогает ученикам составить развернутый план их выступлений, выделить основные положения высказываний сделать краткие выводы из них. 
Одной из форм проведения уроков обобщающего повторе¬ния являются уроки-семинары. Семинарское занятие организу¬йся так, что оно не превращается в утомительное прослушива¬ние подготовленных сообщений. 
На уроке проводится викторина, подготовленная творческой группой учащихся. 
Такие уроки помогают выявлять знания учащихся по теме, их умение ориентироваться в изученном материале, стимулиру¬ют работу творческих групп, повышают ответственность уча¬щихся в ходе коллективной работы. 
Кроме того, данная форма занятия позволяет шире использовать межпредметные связи с литературой, историей, биологией. 
Уроки-встречи в литературной гостиной проводятся в стар¬ших классах по темам, посвященным жизни и творчеству вы¬дающихся ученых, путешественников. 
Как известно, традиционные приемы проверки знаний, навыков и умений учащихся, применяемые в учебном процессе, не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к рациональному контролю. 
- Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, тех¬ники, технологии, творческих областей. Результаты выпол¬ненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). 
Основные требования к использованию метода проектов: 
наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, иссле¬довательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной, проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и др.). 
Поиск эффективных форм контроля обусловил все возрастающий интерес к методу тестов. 
Как подтверждает опыт, большую пользу может принести проверка знаний сразу всех учеников в форме небольших по объему контрольных заданий, названных тестами. 
Не подменяя плановый контроль знаний, тесты являются не только наиболее экономной формой контроля, но и более объективным показателем степени усвоения учащимися материала, чем данные текущей, индивидуальной проверки. 
Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий. 
Тексты тестов составляются с учетом индивидуальных способностей ребят и уровня обученности. 
Используются тесты на протяжении всего курса обучения целью установить уровень усвоения как отработанного нового материала, так и знаний ранее пройденного, позволяя выявить общие типичные ошибки учащихся. '' 
Результаты проверки тестов служат, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, с другой стороны - самооцен¬кой работы, что позволяет внести необходимые коррективы В процесс обучения и тем самым предупредить повторение ошибок школьников. 
Работа с тестами проводится за 10-15 минут до конца урока. Итоговый тест (за весь курс изучения) проводится в течение урока. 
Тем учащимся, которые не справились с контрольным заданием, после анализа и исправления ошибок дается возможности получить более высокую оценку, выполнив другой вариант тестового задания. Исключение неудовлетворительной оценки, как показал опыт, оказалось для учеников дополнительным мотивом в овладении предметом. 
Тестовые проверки, проводимые регулярно, позволили су¬щественно повысить качество обучения предмета. 
Безусловно, еще многие вопросы, связанные с применением тестов, предстоит решить в теоретическом и практическом пла¬нах, и, думается, данное направление привлечет своих сторон¬ников из числа преподавателей. 
Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроке, им не интересно записывать под диктовку учителя или списывать готовые решения с доски. Они не склонны, как уче¬ники начальных классов, слушать подробные объяснения учите¬ля, а ждут новых форм знакомства с новым материалом, в кото¬рых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Подростки стремятся иметь свою точку зрения и высказывать её на уроке, любят, ко¬гда учитель апеллирует к их интеллектуальным возможностям, их привлекает более сложный учебный материал. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к пониманию их последовательности, к планированию их и, в конечном счете, к управлению ими. 
Таким образом, в подростковом возрасте имеются благо¬приятные условия для формирования саморегуляции в учебной деятельности: общая широкая активность детей этого возраста.
Оцените сайт
Календарь
«  Март 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск

Copyright MyCorp © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz